Ведущая: Жорняк Екатерина Сергеевна, психолог, семейный терапевт, нарративный консультант, соучредитель Центра нарративной психологии и практики.
Цели и задачи
Участники получат представления о философских основах нарративной терапии, познакомятся с вытекающей из этих теоретических оснований этикой подхода, особенностями терапевтического взаимодействия, и освоят разработанные в соответствии с нарративной теорией и этикой базовые «техники» подхода – виды нарративных бесед и вопросов, позволяющие в контексте сотрудничающих отношений с клиентами сформулировать цели совместной терапевтической работы и прийти к ним.
В ходе тренинга участник может получить знания и практические навыки в области:
· - Нарративной теории: постмодернизм, социальный конструктивизм (конструкционизм), радикальный конструктивизм и нон-структурализм в терапии
· - Нарртивной этики: сотрудничающая позиция нарратвиного консультанта. Предпочтения и стремления нарративного консультанта: оптимизм, уважение, неэкспертность, прозрачность, "не-знание", любопытство, настойчивость, соавторство. Эффективное нарративное консультирование предполагает, что консультант верит, что люди обладают необходимыми знаниями, но не обладают условиями для доступа к этим знаниям, и не видят в себе тех, кто может осмыслить проблему и изменить с ней отношения – консультант создает эти условия.
· - Нарртивной практики: основные возможности нарративного консультирования – экстернализация, деконструкция, поиск и исследование уникальных эпизодов, построение альтернативной истории. Беседа, направленная на изменение ощущения участия разных людей в предпочитаемой истории клиента.
Тематический план тренинга
· Философский контекст, методологическая база и основные теоретические допущения Нарративной терапии. Нарративная метафора в психологической помощи людям.
· Введение в этику нарративного подхода, согласованность философского и этического уровней в наративной терапии, специфика позиций терапевта и консультирующихся людей.
· Введение в практику нарративной терапии, согласованность философии, этики и практики подхода. «деконструкция», «экстернализация», «исследование уникальных эпизодов», «переписывание истории», «изменения участия».
Философский контекст, методологическая база и основные теоретические положения Нарративной терапии.
- Определение метода, разработанное его создателями. Создатели Майкл Уайт (Michael White) и Дэвид Эпстон (David Epston). В самом широком смысле нарративная терапия является беседой, в процессе которой люди перерассказывают, то есть рассказывают по иному истории свой жизни. Для нарративных терапевтов "история" это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета.
Нарративная метафора предлагает нам представить, что люди и есть истории. Истории пишутся в сотрудничестве в социальном контексте.
Основная предпосылка нарративной терапии это идея, чтожизни и отношения людей формируются:
- Знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей, и привлекаются этими людьми для осмысления и описания их опыта.
И
- Определенными практиками Я и отношений, в которых способы жизни связываются с этими знаниями и историями.
Нарративная терапия помогает людям разрешить их проблемы:
- Позволяя им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали;
- Помогая им бросить вызов тем способам жизни, которые они воспринимают как доминирующие, подчиняющие, и
Поощряя людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми (самими людьми) историями их идентичности, и в соответствии с предпочтительными (для самих людей) способами жизни.
- Некоторые самые общие характеристики нарративной терапии \ практики:
- Нарртивная терапия \ практика это подход к консультированию и социальной работе, в котором люди видятся как эксперты в собственных жизнях, а профессиональная позиция предполагает уважительное, не обвиняющее и заинтересованное отношение к любым человеческим историям.
- В этом подходе проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и компетенций, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой.
- Важными принципами работы в этом подходе являются неподдельное любопытство со стороны терапевта и его искреннее желание задавать вопросы, на которые он действительно не знает ответа, а, следовательно, готов услышать и принять любой.
- Терапевтическая беседа может принять любое направление, всегда существует множество возможных путей (нет какого-то одного "правильного" хода беседы известного терапевту как эксперту).
- Человек, консультирующийся у терапевта, играет существенную роль в определении хода терапевтического процесса.
- Базовое допущение подхода, о том, что все конструируется в социальном контексте и в процессе социального взаимодействия непрерывно воплощается на практике.
- Краткое описание подхода:
Люди – существа интерпретирующие; Все мы состоим из множества историй; Какими именно будут эти истории, зависит от того, на какие события мы обратили внимание, как связали их между собой и какой смысл им придали; Жизнь любого человека состоит из значительно большего количества событий, чем те, которые он отбирает для своих историй. То, какие из вновь поступающих событий будут включаться в истории, определяется уже сконструированными доминирующими историями данного человека; Истории никогда не создаются вне множественных контекстов окружающего мира; В действительности, наши жизни мультиисторичны; работая терапевтом в нарративном подходе, профессионал встречается с обратившимися за его услугами людьми, для того чтобы объединить с ними усилия по исследованию историй их жизней и отношений, смыслов и влияний этих историй, а также контекстов, в которых они были "написаны" и приняты как свои. Нарративный терапевт создает условия, для того, чтобы человек, выбрал и сконструировал предпочитаемую версию себя.
- Основные понятия: нарратив, проблемная история, альтернативная история, мультиисторичность, контекст, автор
- Теоретические контексты нарративной терапииКонтексты нарративной терапии: постмодернизм, постструктурализм, нон-структурализм, конструктивизм, социальный конструкционизм. Нарративные терапевты в большинстве своем соглашаются, что их подход постмодернистский и отсылает к множеству теорий и историй определяющих себя как постмодернистские. Поэтому, говоря о том или ином аспекте нарративной терапии, необходимо, прежде всего, указывать на эти ссылки и границы, делающие этот подход не модернистским или постмодернистским.
Примеры вопросов, на которые участники смогут отвечать после тренинга:
- Зачем для точного описания философии, лежащей в основе нарративного подхода, понадобилось введение нового понятия нон-струкутарализм
- Как идеи постмодернизма преломляются в психотерапии?
- Почему Нарративный подход можно назвать конструктивистским?
- Из каких философских идей «вытекает» сотрудничающая позиция нарративного терапевта?
- На каких философских идеях основывается необходимость деконструктивного выслушивания во время нарративного консультирования?
- За что отвечает терапевт, и за что отвечает клиент во время нарративной беседы?
- Изобразите графически «карту» нарративной экстернализационной беседы
- Изобразите графически «карту» нарративной беседы, направленной на исследование уникальных эпизодов
- Как в ходе нарративной терапии переписывается история?
И другие)
Литература
Вацлавик, П. Конструктивизм и психотерапия. // Вопросы психологии, 2001 г. №5.
Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу. // МПЖ 2001г. № 3
Жорняк Е.С. Нарративная терапия в кн: Системная семейная психотерапия: классика и современность. “Класс”, 2005, с.11-60.
Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. Москва 2001.
Современная западная философия. Словарь. М., 1991
Фридман Джилл, Комбс Джин. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М., 2001.
Уайт, М. "Карты нарративной практики", М, 2010
Дополнительная литература:
Жорняк. Е. Нарративный подход.// Psychologies№ 5 (июнь), 2006
Теодор Р. Сарбин. Нарратив как базовая метафора в психологии. Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. №1, 2004
Эко Умберто. Заметки на полях «Имени розы» // Имя Розы. М., 1994
White, M. (2007). Mapsofnarrative conversation. W.W. Norton & Company, New York3.
White, M., & Epston, D. (1990). Narrative means to therapeutic ends. New York: Norton.
Тренинг пройдет 10-11 марта, с 11.00 до 18.00, в помещении центра на станции метро Баррикадная.
Как добраться:
Пешком: от метро Баррикадная (3 минуты), выходите в единственный выход, СРАЗУ поворачиваете направо, проходите мимо входа в метро, еще раз поворачиваете направо и идете прямо по дорожке. Метро остается позади, слева начинает тянуться забор и Министерство Природных Ресурсов, а справа появляется желтый с белым 4-5-этажный дом, состоящий из нескольких частей. Почти в конце этого дома, напротив стоянки, подъезд с колоннами. Внутри холл с креслами и колоннами, впереди охрана. Нужная комната прямо за охраной (номер 011).
На машине: подъезд к дому перекрывает шлагбаум, на дорожке, ведущей к министерству. Если он закрыт, паркуйтесь на ул. Баррикадная, лучше возле Шоколадницы – там можно, и идите пешком за метро.
Записаться можно тут!